МАТЕРИАЛЫ  РАЙОННОГО СЕМИНАРА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

ПОДГОТОВЛЕН: КУРАЛЕНКО И.М.,СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ;

МЫСАК И.А., ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ;

КУЗЬМИНА Т.В.,ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ;

ПИЛИПЕНКО М.В.,ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

 

«Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность детей в развитии личности дошкольника»

 

 Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

Как научить ребенка всему, что ему пригодится  в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как  игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства. И не случайно самым популярным и привлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В контексте современных требований к дошкольному образованию , а именно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  содержание  образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение  цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Включение  театрализованных игр в данный раздел образовательной области должно и может решать поставленные задачи.

 А также,   работая по Основной общеобразовательной программе  дошкольного образования, нами реализуется комплексная программа М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», в  разделе «Игровая деятельность» обозначены следующие задачи:

 -продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности путём приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);

   -учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

  -побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;

  - учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

   -способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путём прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребёнком ролей;

 - приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, пластмассы, игрушки из киндер- сюрпризов;

 -продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для наполнения эмоционально- чувственного опыта, понимая детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

 

В чем же состоит   актуальность  театрализованной деятельности? :

¥ Манипулируя  любым сказочным героем  ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами(с другими детьми), при этом развивается диалогическая речь.

¥ Работа с куклой вызывает у ребенка массу противоречивых  эмоций.

¥ Тематика игр практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).

¥ Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

¥ Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.

¥ Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев  в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие , жалость, чувство справедливости.

¥ Дети хотят и любят играть в сказку и это приносит им радость.

¥ Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.

¥ Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.

¥ Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением;

¥ Игра в театр благотворно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, мелкой  моторики, чувства ритма, координации движения и прочее.

В своей работе мы используем следующие виды детской театрализованной деятельности, это:

- инсценировка  произведений или отрывка.( действие по-ролям);

-игры-имитации   образов животных, людей, литературных персонажей;

-упражнения на образное перевоплощение;

-ролевые диалоги на основе текста;

-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

-рассказывание произведения с использованием театра;

-творческие игры;

- введение игровых обучающих ситуаций с литературно –сказочными персонажами  в непосредственно образовательную деятельность …

Для реализации этого вида детской деятельности для развития творческих способностей детей в нашем ДОУ были созданы условия, то есть изготовлены и приобретены  в центр театрализации   атрибуты к различным видам театров:

- настольный кукольный театр:

  •  театр на стаканах-    представлен   сказкой «Зимовье» ,
  •  плоскостной  театр: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка» несколько таких сказок и находятся они в коробке, на каждой коробке наклеена картинка из сюжета произведения ( оклеить обоями). Отдельно изготовлены декорации к сказкам – (фото деревьев, домиков, кустов). Для настольного театра обязательно должна быть настольная ширма (фото).
  •  конусный театр- сказка «Теремок»- данный  вид плоскостного театра  сделан из картона, ярок, интересен для детей, легок в манипулировании, но   не очень удобен в хранении, занимает много места,  сминается, удобно хранить на полке театрализованного уголка.
  •  театр игрушки – это различные персонажи для моделирования  нужной ситуации , такие игрушки  могут использоваться во многих видах детской деятельности ( конструкторская, как счетный материал и т.д.) расположены на полке в игровой зоне, но следует подчеркнуть, что обязательно наличие таких игрушек , объединив которые можно составить сюжет рассказа или сказки.
  • Теневой театр- используется в старших дошкольных группах. У нас он сделан по сказке «Репка», «Колосок».

- стендовый театр можно использовать

  •  Фланелеграф, но  на сегодня более актуально и более практично -
  •  магнитный стендовый театр. И к нему идут сказки, такие как  «Три медведя», «Три поросенка», «Лисичка –сестричка и волк»,

 удобнее всего такие виды театров хранить  в пластиковых конвертах, на которых изображена картинка сюжета сказки, и поместить их    в одну коробку.

- театр на руке:

ü пальчиковый театр; на этом виде театра хотелось остановиться более подробно, поскольку этот вид  применим  в развитии мелкой моторики пальцев, которая как  известно ,  очень полезна в умственном и речевом развитии детей, и даёт возможность применять его в подгрупповой и индивидуальной работе.  Это персонажи к сказкам «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Заюшкина избушка».

Сейчас мы хотим вам продемонстрировать эпизод подгрупповой деятельности по речевому развитию.

  •  варежковый, перчаточный театр ,  набор персонажей для инсценировки известных сказок  «Теремок», «Репка», а так же для придумывания творческих рассказов.  Такой вид театра компактен, удобен  в хранении, мы часто используем   этот вид театра в игровой деятельности на прогулке.
  •  - верховые куклы
  •  куклы на ложках 
  •  бибабо- фото на слайде

-напольные куклы

  • марионетки . Кукла ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актер. У нас это кукла «Царевна -Несмеяна». На данный момент  мы показали её своим детям, но для самостоятельной деятельности введем в развивающую среду в конце старшей группы. Сейчас мы её используем для обыгрывания новых игрушек, постановки проблемных ситуаций на НОД. 

- театр «живой куклы»

  •  Театр с «живой» рукой …   у нас это платочный театр – «Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса»  (фото на слайде).
  •  Театр масок – представлен у нас разнообразными героями, это  петушок, ёж, воробей, лиса, заяц, цветок, дерево. Для данного вида театра, наши родители изготовили  вот такие накидки (показать, это  медведь, кот, лиса, заяц, мальчик, девочка, солнышко, яблонька и др.)
  •  Новинкой в нашем театральном угол­ке стал тактильный театр. Он пред­ставляет собой картонные прямоуголь­ники, с одной стороны которых наклеен мех либо ткань различной текстуры, с обратной стороны — изображение ска­зочного персонажа.

Лисичка: с одной стороны — ры­жий мех, с обратной нарисована мор­дочка лисы.

Заяц: с одной стороны — белый или серый мех, на ощупь он отличается от предыдущего (ворс более мягкий и ко­роче), с обратной стороны нарисова­на мордочка зайца.

Ежик: с одной стороны наклеена наждачная бумага, с обратной — изо­бражение ежа.

Бабка: с одной стороны — мягкая фланель, с обратной — изображение персонажа.

Внучка: с одной стороны — атлас­ная ткань, с обратной — изображе­ние персонажа.

Тактильный театр очень полюбился детям. Играя в него, они с удоволь­ствием гладят и ощупывают героев. Также мы нередко играем в игру «Уга­дай на ощупь»: дети закрывают глаза, и им предлагается отыскать одного из персонажей театра. Такой театр помогает развивать не только моторику рук, но и сенсорное восприятие в целом.

Хотелось  бы подчеркнуть , что все вышеперечисленные театры  не должны быть организованы в развивающей зоне  одновременно  , обязательно должна  быть смена одних персонажей- другими. И при появлении  новых кукол обязательно их следует обыграть и показать,  как надо манипулировать данной игрушкой, а также обратить внимание на отличительные черты, будь то техническое сопровождение куклы  или психологические черты характера этого персонажа. Если же вы хотите ввести в самостоятельную деятельность детей и соответственно пополнить свой центр музыки и театрализации новым  видом театра,  например «теневым», который рекомендован детям в старшем возрасте , то обязательно надо показать технологию работы с ним. Показать технологию работы с  театром

Использование литературно –сказочных персонажей  в НОД  вносит в процессы обучения игровой стержень, создаёт условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей.

У наших детей это персонажи любимых сказок : Маша, Медведь, Незнайка, Айболит, Чипполино.

Маша и Миша это герои любимого всеми детьми и взрослыми  мультфильма «Маша и Медведь».

 Забавная, любопытная, веселая Маша и терпеливый, добрый Миша. Маша это  собирательный образ всех маленьких детей, они неугомонные, жуткие непоседы, лезут во все дырки, бесконечно экспериментируют и требуют своего. Мы ввели игровую ситуацию с ней на НОД по ознакомлению с окружающим, занятие №3 «Маша ( в источнике Петрушка) идёт трудиться» где она пыталась пылесосом прополоть грядки, а  совком полить цветы на подоконнике,  Медведь же напротив – добрый, спокойный, интеллигентный и даже в какой-то степени интеллектуал. Мишка играет  с детьми в различные игры, любит разгадывать загадки. У него небольшое хозяйство – пчелиные ульи и огородик, он с радостью делится своими знаниями с детьми. Например на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  Миша  просит помочь ему разобраться с предметами необходимыми для рисования красками, карандашами, мелками.(НОД  «Петрушка идет рисовать») . С образом Доктора Айболита у детей связаны представления о добром враче, который  лечит животных и заботиться о них. Настоящая обязанность врача –выяснить состояние пациента, условие, при котором возникло заболевание, дать рекомендации. Авторитет врача очень велик, поэтому образовательная деятельность, в которой участвует Айболит, производят на детей сильное эмоциональное впечатление. Так , например, добрый доктор приходит на  НОД   по формированию экологических представлений (тема «У медведя во бору, грибы, ягоды беру») и знакомит детей с  лесными животными, а также со съедобными и несъедобными грибами и ягодами,  расширяет  представления детей об  условиях необходимых для жизни и здоровья людей, животных. Показать игрушку

 А вот  и наш друг Чипполино  Показать игрушку, он учит детей правильно выращивать лук на подоконнике, рассказывает о его пользе. Все эти сказочные герои  своими, порой противоречивыми действиями,  выполняет задачу уточнения, закрепления сведений и знаний  у детей, а также это положительные эмоции , новые практические знания.

 

Как же научить ребенка играть в  совместные со взрослыми, а затем и самостоятельные  театрализованные игры?

Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем и не станет получать удовольствие от самого действа.

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей.  

Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка или  как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. (все что подчеркнуто снять на

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: Психологи установили, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования продуктивного воображения,  или проще говоря «придумывания нового». И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже  восполнить их  очень трудно. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский,  говоря об особенностях  этого психического процесса у детей подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее – образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Мы рекомендуем вам следующие упражнения, которые собрали в отдельный сборник.

1.«Игры –имитации»

2. «Упражнения на образное  перевоплощение» 

 

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Когда же правильно и удобно проводить театрализованные игры в НОД и  режиме дня?

Элементы театральной деятельно­сти чаще всего  включаются  в образовательные области  «Музыка»,

« Чтение художественной литературы», «Социализация», как вид игровой деятельности  и «Познание» - как элемент постановки проблемы – игровые обучающие ситуации.

Время для театрализованной деятельности  обозначено в циклограмме (слайд)

( выбрать индив.работа по развитию речи, чтение, заучивание, самостоятельная театрализованная деятельность, игры- драматизации знакомых сказок, произведений)- озвучить

Для планирования театрализованных игр   в НОД  в течение года, мы разрабатываем перспективное планирование, в которое вставляем театрализацию  как часть занятия, или как постановка проблемной ситуации. (слайд перспективного планирования по ознакомлению с худ.литературой

Имея в центре театрализации необходимые атрибуты  для развития самостоятельной  детской театрализованной деятельности следует  помнить, что  воспитатель должен осуществлять непосредственное и опосредованное руководство детской деятельностью, как это осуществляется?

Непосредственная роль воспитателя:

  1. Воспитатель берет на себя роль рассказчика и предлагает детям выбрать героев. Предлагая детям самостоятельно выбрать персонажей,   мы столкнулись, с тем, что в основном все дети хотели играть положительных героев, то есть  быть добрым, сильным, находчивым и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных героев. Вот здесь надо подчеркнуть, что в театре все- и дети, и взрослые- артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
  2. Воспитатель предлагает роль рассказчика одному из детей ( выбрать такого ребенка, у которого речь наиболее развита), а на себя принимает второстепенную роль.
  3. Предложить детям самостоятельно показать спектакль, например в сюжетно –ролевой  игре «Театр».

Опосредованная роль воспитателя:

Когда воспитатель только предлагает: «А не хотите ли вы поиграть с этими персонажами и вспомнить,  как лиса обхитрила медведя в сказке «Лисичка со скалочкой» или  «А придумайте новую сказку с этими персонажами» и предложить  их детям.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

 

Деловая игра по играм –имитациям и играм на образное перевоплощение. Две команды по 5 человек, остальные члены жюри.

Даются задания по очереди, оцениваются аплодисментами.

  1. Средствами пластики и мимики изобразите:

«Грустный петушок» (4 года)

Тихим печальным голосом поет «ку-ка-ре-ку», вздыхает, голова клонится вниз (невеселое выражение лица); не пьет, не ест (на предложение попить водички, поклевать зерны­шек с ладошки отрицательно качает головой). Обсудите с ребенком, что могло стать причиной печали петушка (забо­лел, соскучился по солнышку, попал в беду и т. д.) и обыграйте каждый из вариантов.

Предложите ребенку подумать, как помочь петушку. Пусть он попытается показать это в движении. Поработайте над выразительностью исполнения;

«Петушок герой»

Можно использовать ситуацию сказки «Лиса, заяц и пе­тух»: петушок помогает зайчику прогнать лису из лубяной избушки.

Для детей трех-четырех лет. Со словами: «Уходи, лиса, вон!» петушок, нахмурив брови, грозно топает ногой и, про гоняя, Maшет рукой (движение «от себя»).

 

2.«Зайка хвастунишка»

 «Зайка трусишка» (4- 5 лет)

Предложите ребенку подумать, как можно изобразить хвастливого зайчишку («открытая» поза, удары ладонью себе в грудь, нос задран вверх), а как трусливого, испуганно­го («закрытая» поза, ноги полусогнуты, испуганный взгляд).

3.«Хитрая лиса» (5- 6 лет)

Лиса о чем-то ласково просит, прикидывается несчастной, а потом обманывает того, кто ей поверил. Предварительно вместе с ребенком вспомните сюжеты знакомых сказок, где лиса хитрит и обманывает. Затем разыграйте по ролям соот­ветствующие фрагменты

«Лиса плачет и просит прощения» (6 7 лет)

Обсудите с ребенком, почему плачет лиса и за что прост прощения. Попросите его подумать, это искреннее; раскаяние или очередная хитрость. В соответствии с тем или иным замыслом ребенок выполняет упражнение, подражая движениям лисы, разговаривая высоким ласково вкрадчивым голосом. Попытайтесь разыграть разные варианты сюжета. Побуждайте ребенка искать новые выразительные средства.