Доклад к семинару

СЛАЙД 1 (название темы)

 Игры с блоками Дьенеша как средство формирования  универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! (2 слайд)

«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что – то  новое,  – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения  с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.  

   Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование  универсальных предпосылок учебной деятельности.  

 И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека.          

   СЛАЙД  3-6(дети в  самостоятельной деятельности)

Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат (познавательной, речевой, художественно – эстетической  или др.).

  Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом.

У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за пределами этого круга - дела, которые доступны для него только при участии взрослого или недоступны вообще.

Л. С. Выготский  показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми.  Другими словами, завтра он будет делать сам то, что сегодня делал вместе с воспитателем, родителями.

По мнению Л.С. Выготского это есть   «зона ближайшего развития» ребёнка.

Слайд 7

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

  • Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
  • Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Слайд 8

  Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и  осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Всё,  чтобы ни познал человек   посредством   мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

   Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах  обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

– мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

  • в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением;
  • в синтезе – построении целого из частей;
  • в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;
  • в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;
  • в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

 Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

 СЛАЙД 9    ФОТО  семинара, тема,  

  Не так давно  наш детский сад  представлял  опыт работы по теме:  «Моделирование – как метод развития умственных способностей детей дошкольного возраста». Мы рассказывали о том, как  метод моделирования, модельные схемы,  можно использовать в разных видах деятельности с детьми дошкольного возраста.  

      .  Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.     

       Мы решили продолжить работу по использованию метода  моделирования в работе с детьми. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования математических представлений.

СДАЙД фото моделей года, недели, времен года и т.д.

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют современные педагогические технологии  и методики организации образовательного процесса. 

СЛАЙД  12– фото коробки с блоками, фото Дьенеша

 Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

  Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,  кубики,  которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей  страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от  2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Слайд   13 написано

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

  • алгоритм, (последовательность действий)
  • кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
  • декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
  • кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления.

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.

10. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

 Игра имеет классическую структуру:

  • Задачу (задачи).
  • Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).
  • Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).
  • Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).
  • Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

 СЛАЙД 14 фото блоков

И так, откроем коробку.
Игровой    материал представляет собой  набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой  - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером  -большие и маленькие;
4. Толщиной -толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

 Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий  с блоками Дьенеша.

 Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы  хотим показать, как это интересно.

 Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на  полках  у вас не будет!

Мы хотим  поделиться опытом, как  можно использовать эту замечательную игру в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего  же начать?

Работа  с Блоками Дьенеша,  строиться  по принципу -   от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.  Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим   предупредить, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

СЛАЙД 15  Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап  «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе  дали детям  возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению.  Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут  построить башенки, домики и т.д.  В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим отметить, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка).  В  комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

          Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

СЛАЙД16   

2 этап   «Обследование»

На этом  этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали  внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись  в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети  воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное  значение для формирования операций сравнения, обобщения.

СЛАЙД  17-18

3 этап «Игровой»   

А  когда знакомство и обследование  произошло,  предложили детям одну из  игр.       Конечно, при выборе игр  следует учитывать интеллектуальные возможности  детей.  Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов,  посадить огород и т.д.  Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.  

(показ брошюры из комплекта к блокам)

СЛАЙД 19

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладывали  блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины.  Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети  отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».

 -  «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

 - «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали : «Этот маленький, а этот большой».

 – « Правильно, и по величине они разные.».

Аналогичным образом дети устанавливали  различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами  и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

СЛАЙД

5 этап «Поисковый»

  ( переключать слайды по форме)

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось  найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находили  только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляли  поиск фигуры по одному заданному свойству, например,   по форме.

СЛАЙД    (цвету и форме).

Далее предлагалось  найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находили  четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

СЛАЙД  (цвет, форма, размер).

После этого предлагалось  найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

СЛАЙД  (цвету, форме, размеру, толщине).

И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура  по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

СЛАЙД 24-25

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем  этапе  знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов. (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).   

Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Слайд 26-29

Ребятам предлагались  игры и упражнения, где свойства блоков изображены  схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая  интерпретация  кодировки  свойств  блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь  кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е. перечисляли  его признаки.

Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный,»

Научившись с помощью карточек  вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали  друг другу фигуру, которую необходимо отыскать,  придумывали  и рисовали  свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками  включился  соревновательный элемент.  Есть  такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

СЛАЙД   видео №1 Рассели жильцов

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

8 этап   «Отрицание»

 На следующем этапе игры с блоками  значительно усложнились за счет введения   значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест -  накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

 Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой».  Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий»,  «не большой», «не толстый» - какой блок?  Желтый, маленький, тонкий треугольник.  Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

СЛАЙД  ВИДЕО№2«Отрицание»

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Если вы начали знакомить детей   с блоками Дьенеша в старшей  группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить. 

СЛАЙД

СЛАЙД

Формы организации работы с логическими блоками.

1.НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления  геометрических фигур, цвета, величины.  Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.  Например , используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.

СЛАЙД 34-35 (дети с обручами, одна девочка)

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность  (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

Для дидактических игр – это  «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод»